пн-пт с 09:00-18:00
123317, г. Москва, Пресненская наб., 10/2. IQ-Квартал в Москва-Сити, офис 115
Аналитические материалы от юридического бюро OMNITRUST

Будущее масштабных проектов: невыполнение обязательств иностранными контрагентами, заморозка объектов. Как обеспечить функционирование брошенного актива?

Попытки создания международного правового регулирования сотрудничества в сфере энергетики.

В декабре 1991 года большинством европейских государств, а также Россией, Австралией, Канадой, Турцией, США и Японией была подписана Европейская энергетическая хартия. Хартия носила декларативный характер. 17 декабря 1994 года были открыты к подписанию Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) и связанные с ним документы. Россия в 1994 году подписала этот договор, но не ратифицировала его, до 2009 г. временно применяла договор, а в 2018 г. отозвала свою подпись.
В ДЭХ имеются следующие условия о национализации иностранных активов с компенсацией:

Инвестиции не подлежат национализации, за исключением случаев, когда она осуществляется:
  • с целью, которая отвечает государственным интересам;
  • без дискриминации;
  • с соблюдением надлежащих правовых процедур;
  • одновременно с выплатой быстрой, достаточной и эффективной компенсации.
Формирование контрсанкционного права и начало диверсификации энергетического сотрудничества.
С 2006 г. в РФ начал формироваться новый институт права РФ – институт контрсанкционного (или «санкционного») регулирования. Основу заложил ФЗ № 281-ФЗ от 30 декабря 2006 г. «О специальных экономических мерах и принудительных мерах» (до 2022 г. указанный закон применялся сравнительно редко).

Термин «недружественные иностранные государства» впервые вводится ФЗ № 127-ФЗ от 4 июня 2018 г. «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».

Федеральным законом от 08.06.2020 N 171-ФЗ были внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Изменения предоставляют арбитражным судам РФ право запретить инициировать или продолжать разбирательство в иностранном суде, международном коммерческом арбитраже, находящихся за пределами территории Российской Федерации и присуждения денежной суммы за неисполнение судебного запрета (ст. 248.2 АПК РФ).
В 2022 г. было издано множество нормативных актов о контрсанкционном регулировании на основе вышеуказанных двух законов.
Действия иностранных инвесторов в энергетических проектах
Российская энергосистема (немецкая компания - Uniper SE, финская компания - Fortum, итальянская группа - ENEL).

В результате реформы РАО «ЕЭС» российская энергосистема была разделена на множество компаний, акции которых приобретали иностранные инвесторы. Крупнейшими иностранными инвесторами в российском электроэнергетическом секторе стали:

  • немецкая компания Uniper SE – 83,73 % акций ПАО "Юнипро" (бывшая ОГК-4), которой принадлежит пять электростанций;
  • финская компания Fortum - 98,23% акций ПАО «Фортума» (бывшая ТГК-10), которая эксплуатирует семь ТЭЦ;
  • итальянская группа ENEL - 56 % акций ПАО «Энел Россия» (бывшая ОГК-5), которой принадлежит три электростанции.

В 2022 г. - все три компании заявили о намерении выйти с российского энергетического рынка, прекратить инвестиции в новые проекты и финансирование дочерних обществ в РФ.
Принятые меры – запрет совершения сделок с акциями до 31.12.2025 г. без специального распоряжения Президента РФ (Указ Президента РФ от 05.08.2022 N 520 (ред. от 19.03.2024).
Далее по указанным компаниям были приняты разные решения:

  • Распоряжением Президента РФ от 30.09.2022 № 305-рп разрешено ПАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" и фонду "Газпромбанк - Фрезия" приобрести акции ПАО «Энел Россия» у итальянской компании ENEL. ПАО «Энел Россия» реализовывался стратегический инвестиционный проект Мурманской области – создание Кольской ВЭС (крупнейшая в мире ветряная электростанция за Полярным кругом). В определенной степени реализации проекта способствовали успешные судебные споры (дело № А42-7285/2022).
  • Указом Президента РФ от 25.04.2023 N 302 акции немецкой Uniper SE и финской Fortum – переданы в доверительное управление Росимуществу.
  • В отношении немецкой компании Uniper SE арбитражным судом установлен запрет на продолжение судебных споров в иностранном суде (дело № А56-16212/2024).
Действия иностранных инвесторов в проектах по разработке месторождений и газа

Разработка Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа (проект «Сахалин-2»):
С 1994 г. разработкой месторождений занималась компания "Сахалин Энерджи Инвестмент компани, ЛТД." (БВО) на основании Соглашения о разделе продукции. Акционерами компании являлись: компания «Ройял Датч Шелл» (Нидерланды), японские компании Mitsui («Мицуи») и Mitsubishi. В 2007 г. ПАО «Газпром» выкупил контрольный пакет акций - 50 % плюс одну акцию.

По состоянию на начало 2022 г. по реализации проекта имелись следующие риски:

  • иностранная юрисдикция компании "Сахалин Энерджи Инвестмент компани, ЛТД." (*Бермудские острова, являются владением Великобритании);
  • иностранные акционеры из недружественных стран (в совокупности 50 % минус одна акция);
  • иностранные контрагенты (подрядчики, перевозчики)

(*Американская компания Baker Hughes прекратила поставки турбин и сервисное обслуживание всех российских СПГ-проектов, включая "Сахалин-2"; отзывает соответствующий технический персонал).

Указа Президента РФ № 416 от 30.06.2022г. «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций».
Разработка Южно-Русского месторождения и участков Ачимовских отложений Уренгойского нефтегазоконденсатного месторождения:

Южно-Русское месторождение - ОАО «Севернефтегазпром» (акционеры: ПАО «Газпром» (40%), немецкая нефтегазовая компания Wintershall (35%) и австрийская OMV (25%). Ачимовские отложения — АО «Ачимгаз» (акционеры: Wintershall (50%) и ООО «Газпром Добыча Уренгой» (50%).

Указами Президента РФ вводится механизм перевода долей крупных европейских инвесторов в российские активы:

  • все права и обязанности совместных предприятий перейдут к созданным правительством России ООО;
  • российские акционеры получат в них доли, пропорциональные долям в совместных предприятиях;
  • доли, пропорциональные доле собственности иностранных компаний в бывших СП, перейдут самим ООО. (*предлагается приобрести АО «СОГАЗ» (в ООО, связанном с Южно-Русским месторождением) и ООО «Газовым технологиям» (в ООО, связанном с Ачимовскими отложениями).
  • средства от продажи будут перечислены на специальные счета типа С на имя предыдущих иностранных владельцев долей.
Санкции по СПГ-проектам в России

В санкционный список попали российские СПГ-проекты, в том числе проекты ПАО «Новатэк» по строительству заводов по сжижению природного газа («Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2»).

На примере проекта «Арктик СПГ 2» можно проиллюстрировать примененные ПАО «Новатэк» способы преодоления санкций.

*В проекте "Арктик СПГ 2" 60% принадлежит компании "Новатэк", 40% –иностранным партнерам: по 10% у французской TotalEnergies, китайских CNPC и CNOOC, а также консорциума японских компаний Mitsui и JOGMEC

Способы преодоления санкций:

  • Вносились существенные технические изменения в проектную документацию (Федеральный проект «Прорыв на рынки СПГ», разработанный Минпромторгом РФ на 2022-2030 г.г.)
  • Изменялось финансирование проекта.
  • Изменение логистики.

Выводы

Масштабные проекты в сфере энергетики стали одними из основных объектов внешнего санкционного давления.
Цель этого давления наиболее ярко и откровенно отражена в выступлении помощника госсекретаря США по вопросам энергетики Джеффри Пайетт на заседании комитета сената США по иностранным делам:

Примененные РФ контрсанкционные меры, в том числе о введении внешнего управления и перевода активов в собственность российских компаний, не позволили «убить проекты» в энергетическом секторе, снизили негативные эффекты от введенных санкций.

Спрос на сырье и энергоресурсы со стороны большого количества стран позволяет применять различные способы обхода санкций и развития альтернативных поставок, хотя и более сложных и затратных.
В настоящее время экономисты указывают на необходимость долгосрочного планирования для российского энергетического сектора, с целью создания положительных структурных изменений экономики РФ.